Денег для оплаты работы больниц в Украине хватит только до июля 2021 года - НСЗУ
Кабинет министров Украины на своем заседании продлил на первый квартал 2021 года действие Постановления №65, которым утверждался Порядок реализации программы медицинских гарантий.
В Национальной службе здоровья (НСЗУ) заявили, что это решение даст право продлить действие договоров, заключенных с партнерами в 2020 году путем подписания дополнительных соглашений. И это, в свою очередь, позволит оплачивать оказанные медицинские услуги, которые будут оказывать медучреждения с 1 января 2021 года. А также оплачивать с этой даты электронные рецепты по программе реимбурсации "Доступные лекарства".
В то же время, в НСЗУ говорят, что денег выделено очень мало.
"Принятая версия постановления, предложенная Минздравом, предусматривает расходы на I квартал в размере, которые могут достичь 39,7% бюджета Программы медицинских гарантий. Это означает, что с 1 апреля могут быть снижены тарифы на медицинские услуги, ниже уровня 2020 года, что приведет к сокращению штата медицинских работников, увеличению неформальных платежей из кармана пациента и росту социальной напряженности. Или же средств по Программе медицинских гарантий хватит до середины июля 2021 года", - говорят в НСЗУ.
Об этом рассказал министр здравоохранения Максим Степанов во время брифинга во вторник 22 декабря.
По его словам, в рамках цифровой трансформации Министерство здравоохранения собирается ввести электронную систему продажи специальных лекарств. Это касается инсулина, препаратов для иммуносупрессии и препаратов, содержащих наркотические вещества. Сейчас Минздрав разрабатывает модуль по продаже онлайн этих препаратов и планирует, что с 1 апреля (2021 года - Ред.) он начнет работать.
"Следующим шагом будут антибиотики, которые будут продаваться исключительно по электронным рецепту, - заявил глава ведомства.
Из-за увеличения самовольного употребления антибиотиков Минздрав также усиливает контроль за аптеками и меняет правила отпуска лекарств.
"Дерликслужби было предоставлено соответствующее поручение о контрольных мероприятий, которые они должны выполняться. Одна из них - бумажные рецепты врача должны храниться в аптечных учреждениях в течение одного года, чтобы Гослекслужба в любой момент могла провести проверку отпуск соответствующих антибиотиков", - добавил Степанов.
"Исходя из той стоимости, которая заложена на финансирование медицины на следующий год, зарплата врача будет на уровне 9 тысяч в месяц. То есть то, что врач получает сейчас, то же он будет получать и в следующем году. На большее сегодня денег нет", - сказал Степанов.
По его словам, Минздрав в бюджетном запросе закладывал сумму в 225 млрд грн только на Программу медицинских гарантий, в которую входила и стоимость лекарств и зарплата медикам. Общий объем финансирования медицинской сферы Минздрав хотел установить на уровне 296 млрд грн. Сейчас в бюджете на 2021 год на финансирование медицины выделено 123 млрд грн.
Степанов добавил, что были повышены тарифы на лечение инсультов, инфарктов, экстренную медпомощь, медикам с сентября выплачиваются надбавки. Также 300% надбавок получают те медработники, которые работают в ковид-больницах.
"Сейчас врачи, которые работают в "ковидных" больницах, благодаря 300%-м надбавкам, получают около 30 тысяч гривен в месяц", - сказал Степанов.
От 7 тысяч за фурункул до 150 тысяч за инфаркт. Как медицину в Украине собираются переводить на платную основу
В Украине готовится запуск платной медицины.
Мы уже писали, что в профильном комитете Рады создана рабочая группа, которая займется темами сооплаты медицинских услуг (то есть когда часть суммы платит государство, а часть - пациент из своего кармана) и страховой медицины.
Внедрение в Украине страховой медицины на этой неделе обсуждали также у президента.
То есть по всему видно, что эти темы будут активно двигать. Уже в ближайшее время должен появиться законопроект о сооплате медицинских услуг. Новая модель, когда за лечение вскладчину платят пациент и государство, в последующем может стать первым этапом страховой медицины.
Что это значит на практике?
С точки зрения властей, никакой катастрофы не ожидается. Просто будет узаконена уже давно сложившаяся в Украине схема, когда пациенты оплачивают лечение - полностью или частично - за свои деньги.
По его оценкам, уровень неофициальных платежей в отечественной системе здравоохранения на сегодняшний день составляет 95 млрд гривен. И, по чистой случайности, НСЗУ не хватает для финансирования программы медгарантий как раз примерно такой же суммы. То есть если люди заплатят не в карман врачу, а официально - в кассу, то проблема будет решена или практически решена.
По крайней мере, так считает Радуцкий.
Впрочем, есть нюансы. "Благодарят" врачей украинцы по желанию, да и суммы особо не нормируются, варьируясь в зависимости от платёжеспособности человека.
В случае же официальной сооплаты все кардинально поменяется — государство будет покрывать лишь часть стоимости медуслуги, а остальное пациенту придется доплачивать по прайсу в обязательном порядке. Что делать, если денег на доплату не хватает или их вовсе нет - вопрос открытый.
Стоит отметить, что тема сооплаты в медицине не нова.
Ее пытались протянуть в Раде еще в 2017 году, при Супрун, во время голосования за реформу здравоохранения. Тогда же появились примерные цены на врачебные манипуляции. Даже сейчас, спустя почти четыре года и несколько витков инфляции, они кажутся заоблачными. Скажем, кардиологические операции — 112-176 тысяч гривен, лечение травм конечностей — 50-60 тысяч, диагностика и лечение артериальной гипертензии (высокого давления) - 20,3 тысячи. Банальный фурункул и тот оценили больше чем в 7 тысяч.
К слову, это намного больше, чем покрывает НСЗУ по аналогичным случаям сейчас. То есть, доплаты будут явно не копеечными.
Сброситься по 95 миллиардов
Скрытый текст
Михаил Радуцкий, оценив объем теневых денег в здравоохранении (то есть то, что платят пациенты в карман врачам) в 95 млрд гривен в год, задается вопросом: как вывести эти средства из тени.
"Один из механизмов - сооплата. Мы предлагаем ввести ее для тех услуг, которые не входят в гарантированные государством пакеты. Например, гражданин хочет, чтобы его оперировал известный хирург. НСЗУ платит за проведение операции, а пациент доплачивает разницу между тарифами обычного хирурга и известного профессора. Сегодня этот механизм работает нелегально. Пациент просто договаривается с врачами и платит за операцию в конверте. Мы хотим легализовать сооплаты: четко определить, за какие услуги платит государство, за которые у пациента есть возможность доплатить. Этот шаг позволит провести детенизацию рынка неформальных услуг", - написал Радуцкий на своей странице в Фейсбуке.
Он также добавил, что в ВР уже создана рабочая группа по страховой медицине, в которую входят представители НСЗУ, Нацбанка, руководители коммунальных и частных медучреждений и страховых компаний. В работе — законопроект о сооплате и доплате за медуслуги.
Интересно, что идут консультации по этому поводу с американцами. Михаил Радуцкий написал, что он обсудил идею с директором Офиса здравоохранения Агентства США по международному развитию (USAID) Беном Зиннером.
Также Радуцкий считает, что в рабочую группу нужно пригласить представителей ВОЗ и Всемирного банка.
Инфаркт — до 150 000, травма - 60 000
Скрытый текст
Во врачебном сообществе намечающиеся нововведения уже окрестили очередным этапом медреформы Супрун. Аналогии проводятся не просто так.
Дело в том, что тема сооплаты за медицинские услуги для Украины не нова.
Еще в 2016 году появился законопроект №4456 (авторы - Ольга Богомолец, Олег Мусий, Татьяна Бахтеева, Андрей Шипко, Константин Ярынич и другие). В нем был предусмотрен механизм доплаты пациентом за медицинские услуги, но строго «дозировано». То есть сначала предлагали рассчитать экономически обоснованную стоимость медуслуги, а затем определить, какую часть от этой суммы "сверху" могут взять с пациента клиники.
То есть предлагали покрывать за государственный счет экономически обоснованный тариф, но пациенты могли при желании выбирать более комфортные больницы (скажем, частные) и доплачивать за лечение там из своего кармана.
Но этот проект так и не вынесли в сессионный зал. А в 2017 году ему на замену подали законопроект №6327 о государственных финансовых гарантиях предоставления медуслуг, тот самый, на котором базируется вся медреформа Супрун.
В первоначальном варианте этого проекта было указано, что государство полностью берется покрывать только экстренную и первичную медпомощь, а вторичку и высоко специализированное звено - частично, то есть с доплатой пациентов. К слову, там присутствовали и положения о страховой медицине.
"С целью стимулирования застрахованных лиц к ответственному отношению к своему здоровью устанавливается сооплата за предоставленные медицинские услуги, которые частично покрываются за счет государственного бюджета. Тарифы сооплаты оплачиваются за счет средств добровольного медицинского страхования, собственных средств застрахованных лиц или других источников", - отмечалось в проекте.
Также появились предварительные просчеты по тарифам. Нардеп Ольга Богомолец, комментируя их, назвала проект, вокруг которого тогда как раз шли нешуточные бои в Раде, "законом о сооплате для небедных людей".
"Чтобы все были готовы к том, что их ждет, и чтобы не жаловались, что не знаю, предоставляю отдельные сканы предварительных расчетов цен за медицинские услуги из разных медицинских учреждений", - написала тогда на своей странице в Фейсбуке Ольга Богомолец, обнародовав сканы медицинских прайсов.
Даже сейчас эти ценники впечатляют, несмотря на то что с 2017 года много чего поменялось и в целом жизнь в Украине подорожала.
Скажем, коронарное шунтирование оценили почти в 131 тысячу гривен, диагностику и лечение ишемышечной кардиомиопатии стволовыми клетками - в 145- 199 тысяч, протезирование клапанов сердца - в 168-215 тысяч гривен.
Ценник на инфаркт миокарда — 86 тысяч, а, если с осложнениями — 102-156 тысяч, на лечение цирроза печени - до 200 тысяч гривен, острого панкреатита — около 72 тысяч, хронической почечной недостаточности — 136,5 тысяч, удаление камня желчного пузыря - 34-50 тысяч. По травмам выставили расценки в 50-60 тысяч. Скажем, открытая рана локтя оценивалась в 53,7 тысяч, травма мышц и сухожилий нижних конечностей — 61,5 тысяч, открытая рана ступни - больше 71 тысячи.
Вскрыть абсцесс, фурункул или карбункул кожи предлагалось за 7,1 тысячи.
Понятно, что по состоянию на сейчас эти цены уже устарели. То есть в случае введения механизма сооплаты их явно пересчитают, как минимум на процент инфляции.
Но тогда, в 2017-м, обнародованные медицинские прайсы вызвали скандал, в итоге нормы о сооплате и медицинском страховании так и не решились внедрить. Из итогового текста законопроекта о медгарантиях они пропали.
"В 2017 году бывший состав парламента принял закон о Государственных гарантиях. Некоторые политики-популисты под лозунгом "бесплатная медицина" добились удаления пункта о сооплате из законопроекта. За четыре года внедрения медицинской реформы мы увидели, что этот шаг был ошибочным", - написал в Фейсбук Михаил Радуцкий.
И сейчас, по всей видимости, эту "ошибку" хотят исправить.
Доплатить за комфорт или за операцию?
Скрытый текст
Стоит отметить, что у "медицины вскладчину" немало сторонников.
Особенно в системе частной медицины.
"Мы не заключаем договор с НСЗУ, так как предложенные тарифы слишком низкие, нам это невыгодно. Но, скажем, почему человек не может получить часть средств по тарифу НСЗУ и доплатить свои деньги до нашего тарифа. В этом случае лечение в частной клинике ему будет стоить дешевле, чем если бы он полностью оплачивал все сам. То есть люди смогли бы выбирать - идти полностью бесплатно "по НСЗУ" в государственную больницу или с доплатой - в частную", - сказали нам в одной из столичных частных клиник.
В частном роддоме "Лелека" также отмечают, что к ним нередко обращаются с вопросом - можно ли рожать у них "по контракту с НСЗУ" (Нацслужба выделяет на роды порядка 8 тысяч гривен) пусть даже с доплатой.
Но пока такой вариант невозможен.
"Нам некуда деваться - все равно рано или поздно придется согласиться на модель ссоплаты, так как покрывать лечение полностью за счет государственного бюджета Украина не в состоянии", - говорит заместитель председателя правления Константин Надутый.
То есть, на первый взгляд, вырисовывается вполне "безобидная" модель - человек или лечится бесплатно на тех условиях, что прописаны в контрактах клиник с НСЗУ, либо - "улучшает" пакет, но уже за свой счет. Скажем, доплачивает за более комфортную палату, частную клинику, именитого врача и прочее.
Но на практике все может оказаться не совсем так.
Или даже совсем нет так - на условиях сооплаты будут предоставляться не только услуги в частных клиниках, но и в государственных. Которым сейчас НСЗУ хронически недоплачивает. И они могут покрыть эту недостачу за счет пациентов, если им дадут такую легальную возможность.
К примеру, по тарифам НСЗУ на лечение инфаркта выделяется порядка 30 тысяч гривен. И это уже повышенный прайс (его изменили летом прошлого года), прежний был всего 16 тысяч.
А по расчетам четырехлетней давности лечение инфаркта без осложнений стоит 86 тысяч. То есть на 56 тысяч больше. Вполне может быть, что эту разницу придется покрывать человеку.
"Сооплаты и доплаты, если и вводить, то только строго "по формуле", на доказательной базе. То есть рассчитав экономически обоснованную стоимость медицинской услуги по прозрачной методике, определив, какую именно часть может доплатить пациент и т.п. Если же правил не придерживаться, то получится полный хаос", — говорит Константин Надутый.
Глава Киевского городского профсоюза работников здравоохранения Сергей Кубанский считает, что за счет пациентских доплат государство может попытаться решить проблему с лечебными учреждениями, которые сейчас фактически оказались за бортом медреформы.
"Скажем, судебно-медицинская экспертиза НСЗУ не финансируется, субвенцию на нее дали 2 млн вместо 20 млн, местные власти не имеют права финансировать (только сверх программы медгарантий). Все - легальных способов для выживания у таких учреждений не остается. Или взять, к примеру, коммунальные лечебные учреждения. НСЗУ не заключит с ними договор, если у них нет сертификата доступности для маломобильных групп населения. Но не все могут установить пандусы, расширить дверные проемы и перестроить санузлы - немало больниц находится в исторических зданиях, и там эти работы в принципе запрещены. Нет сертификата - нет контракта с НСЗУ - нет денег. Что дальше? Будет идти накопление долгов, и в итоге их передадут в рамках частно-государственного партнерства в концессию частникам. Где и пригодится механизм сооплаты. Но ценник у частных клиник ничем не регулируется. Они не предоставляют расчеты по себестоимости услуг, как это делают коммунальщики. То есть могут выставить буквально любую цену, а людям придется платить, так как выбора особо не будет", — говорит Кубанский.
Кроме того, по его мнению, введение фактически платной медицины противоречит Конституции.
"Еще в 2002 году Конституционный суд определил, что такое бесплатная медицина, которая гарантирована гражданам Конституцией, и в каком объеме она должна предоставляться. Безоплатно люди должны получать медпомощь, которая им нужна по жизненным показаниям на данный момент. И только за услуги, которые прямо не влияют на здоровье и жизнь человека, больницы могут брать деньги. Это, скажем, пластическая хирургия, массажи и прочее. То есть, к примеру, если вам прописали МРТ с контрастом, нельзя, чтобы НСЗУ оплатила только МРТ, а за контраст доплачивал пациент. Поэтому на первый план выходят рамки "безоплатности". Одно дело, если из своего кармана человек просто оплачивает более комфортную палату, и совсем другое - если нужно "сбрасываться" на операцию. Или пусть монобольшинство уже меняет Конституцию и убирает из нее норму о бесплатной медицине. В конце концов, нужно иметь смелость сказать гражданам правду, а не пытаться любыми способами переложить на них проблемы нашей медицинской системы", — считает Кубанский.
Что касается внедрения страховой медицины, то сооплата может стать неким элементом франшизы по страховке.
То есть все идет к тому, что медицина в Украине частично, а по некоторым услугам и полностью или почти полностью может стать платной.
Десятки тысяч медиков покинули Украину, где их продолжают массово увольнять
С начала 2020 года более 66 тысяч украинских врачей и медицинских работников выехали из Украины. Часть из них нашла работу в Польше.
Об этом говорится в ежегодном отчете Центра Разумкова "Украина 2020-2021: неоправданные ожидания, неожиданные вызовы".
"От начала 2020 года Украину покинули более 66 тыс. врачей и медицинских работников. Еще более 5000 врачей специализированного звена и почти 34 тыс. медработников, большинство из которых пенсионного и предпенсионного возраста, уволились", - говорится в отчете.
При этом по данным МОЗ, по состоянию на 1 января в Украине не хватает 33 тысяч 707 врачей и более 35 тысяч специалистов среднего медперсонала.
В тоже время в Украине продолжаются массовые увольнения медицинских работников, связанные с ликвидацией медицинских учреждений в рамках "реформы Супрун". Почти треть уведомленных об увольнении сегодня как раз медики.
Кроме того, с апреля 2020 года в Украине уволились более 5 тысяч врачей специализированных отраслей, при этом новых врачей было чуть более тысячи.
По словам специалистов, часть украинских врачей после увольнения начали искать работу в Польше, которая воспользовалась шансом и предоставила им рабочие места.
"В польское агентство по трудоустройству подали заявки около 2 тыс. врачей и 3 тыс. медицинских сестер Украины. Для привлечения этих специалистов Польша пошла на беспрецедентные шаги. Сенат принял "ковидный акт", соответствующую поправку в закон по борьбе с COVID-19, которым отменил обязательное подтверждение дипломов украинских и белорусских врачей", - отметили эксперты.
Этой же поправкой медикам, которые лечат больных коронавирусом, вдвое повысили зарплаты. Вместе с надбавками она составляет 12-15 тыс. злотых, что около 100 тыс. грн.
Известно, что в Украине в апреле-сентябре 2020 г. среднемесячные расходы на оплату труда (до вычета налогов) в учреждениях, которые оказывают специализированную медицинскую помощь, составляли: руководителям учреждений - 23,5 тыс. грн; врачам - около 9 000 грн; медперсоналу - 7500 грн; младшему медперсоналу - 6100 грн.
Стоит добавить, что количество зарегистрированных безработных в сфере здравоохранения является одним из самых больших - 28,4 тыс. человек против 17 тыс. в 2019 году.
В то же время количество зарегистрированных вакансий по состоянию на 1 ноября 2020 года составляло 27,7 тыс. против 43,4 тыс. ед. в 2019 году.
Об этом заявила заместитель мэра Харькова по социальным вопросам Светлана Горбунова-Рубан во время сессии Харьковского горсовета, передает "Depo.Харків".
По ее словам, больницы не располагают условиями и возможностями для создания новых койко-мест, а также, им не хватает специалистов, которые будут их обслуживать - в Харькове из медучреждений уволились 2 тыс. медработников.
Чиновница добавила, что городской совет обращался к медикам публично, а также к научным работникам по поводу трудоустройства в медучреждения города, но желающих не нашлось.
"Без решения этих вопросов развертывание новых кроватей не имеет смысла", — сказала вице-мэр.
В СНБО хотят, чтобы антибиотики и гормональные препараты продавались только по е-рецепту
В Украине пытаются ускорить введение электронного рецепта на антибиотики, гормональные препараты и иммуномодуляторы.
Заместитель секретаря СНБО Алексей Соловьев выразил надежду, что система е-рецептов заработает уже в этом году, сообщается на сайте Верховной Рады.
О необходимости введения электронного рецепта шла речь на заседании парламентского комитета по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования, которое проходило в онлайн-формате 16 июня.
"Неконтролируемое потребление этих групп препаратов очень опасно и это вопрос национальной безопасности", - заявил замсекретаря на заседании комитета.
Комитет принял к сведению предоставленную информацию и поручил ответственным органам в течение двух недель предоставить четкий план внедрения е-рецепта в Украине.
По словам главы комитета Михаила Радуцкого, отсутствие системы электронного рецепта тормозит внедрение многих принятых в последнее время законопроектов в сфере здравоохранения.
Зеленский запретил продажу лекарств в Украине детям до 14 лет
Президент Украины Владимир Зеленский ввел в силу закон, который запрещает продажу лекарственных средств детям, которые младше 14 лет. Верховная Рада приняла во втором чтении соответствующий документ 15 июля.
Закон вступит в силу в в день, следующий за его опубликованием. Согласно документу "О внесении изменения в статью 21 Закона Украины "О лекарственных средствах" относительно запрета продажи лекарственных средств лицам, не достигшим четырнадцати лет (малолетним лицам)" № 1668-IX, запрещается продажа лекарств детям, которые младше 14 лет. При чем речь идет и о продажах в Интернете.
Цель закона - ограничение доступа детей к лекарствам и предотвращение несчастных случаев, поскольку многие медикаменты можно приобрести в аптеках без рецепта.
"Если у лица, которое продает лекарства или осуществляет их доставку, возникли сомнения относительно возраста покупателя, оно должно требовать предъявления паспорта гражданина Украины или другого документа, подтверждающего возраст. В случае отказа предоставить такой документ отпуск лекарственных средств этому лицу запрещается", - объяснили в Офисе президента.
Странное решение. А если бабушка попросила внука сходить за каким-нибудь лекарством, тоже не продадут? Есть же совсем безобидные вещи, тогда бы уж перечь создали, а не все подряд запрещать.